Директор центра ЦИФФРА Дробиз об уходе импортного алкоголя: Пострадает не весь российский народ, пострадает максимум 10% потребителей
Автор: Иван Чечушкин
1 августа 2022, 17:50
Россиян долгие годы приучали к тому, что алкогольные напитки импортных брендов – это не какая-то диковина, а обычный товар, который можно без проблем купить в любом супермаркете. Поэтому резкое снижение поставок этой продукции в нашу страну, которое произошло после начала военной операции в Донбассе, не прошло незамеченным.
По данным исследований, по итогам первого полугодия 2022 года в нашу страну прибыло вдвое меньше заграничного виски. В целом же поставки импортного алкоголя снизились на 35%.
Чтобы разобраться, насколько серьёзно это может ударить по российским потребителям, Агентство экономических новостей обратилось к директору Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадиму Дробизу. Вот что он нам рассказал:
Кто пострадает
«Восполнить тут нужно же не просто объёмом продукции. Тут же проблема в брендах. Вот бренды, нет, это восполнить не получится.
Но если говорить о том, как, вообще, это может урон нанести, то надо вспомнить цифры. Рынок легального крепкого алкоголя в России – 1 млрд 100 млн литров в год. Тот импорт, который сокращается из-за санкций, составляет примерно 60 литров в год, не более. То есть 5-6-7%, максимум.
То есть пострадает не весь российский народ, пострадает максимум 10% потребителей крепкого алкоголя. То есть глобального ущерба не будет, скажется только на части среднего класса.
Пострадают экспортёры, в определённой степени, пострадают те, кто задействован в продвижении этого продукта: всякие сомелье, рекламисты, амбассадоры, бренд-амбассадоры и прочая «присосавшаяся» публика.
Пострадают кабаки, потому что они на брендах делали очень хороший навар: 300-400% наценки. Но рестораны составляют 3-4% объёма алкоголя в России, а 96% продают магазины. Конечно, есть те, кто просто огорчится. Но любой из таких уже нашёл себе какую-то замену, это 100%».
Чем можно заменить?
«Есть какая-то российская продукция. Не обязательно одноимённая, но по типу такая же. Ведь на самом деле опьянение, которое человек получает от бутылки (известной марки виски – заменено ред.) не отличается от аптечной настойки боярышника. Всё зависит от антуража и бутылки, в которую всё налито.
Есть российское производство, которое будет заменять дорогие продукты типа виски и текилы.
Кстати, в этом исследовании отсутствует продукция из стран ЕАЭС: Армении, Белоруссии, Казахстана. Наверняка какие-то компании переналадили поставки через эти страны. Например, в исследовании сказано, что упал на 10% коньяк. Но я думаю, что армянский коньяк резко вырос. В результате, рынок коньяка, наверняка, в плюсе. И российские, армянские, грузинские коньяки замещают все эти виски, ромы и текилы. Уж в коктейлях – точно.
Есть российское производство ликёроводочных изделий-настоек. Есть система «Duty free». А, вот, «параллельного импорта» не будет точно. Это абсолютно надёжный факт: в легальной рознице нет контрафакта уже лет шесть и не будет. Контрафакт иногда продаётся в интернете, тот который производится в гаражах. Ну, так, его и будут дальше производить. Но это всё не легальная розница.
Этот контрафакт покупают только сознательно. Если ты покупаешь продукцию в пять раз дешевле, ясно, что это контрафакт. И тем не менее, находятся покупателе. Ну, что ж, пусть покупают и дальше».
Сообразительные найдут
«Проблема такая: она не носит глобального характера, только локальный, затрагивает только некоторую группу населения. Но это так группа, для которой многие в жизни определяет информационная составляющая.
Если посмотреть рекламу, то создастся впечатление, что у нас половина населения пьёт виски дорогих брендов. Или, вообще, что все у нас пьют премиальный дорогой алкоголь. Но этот рекламируемый алкоголь потому и дорог, что гигантские деньги тратятся на его продвижение.
Появилась возможность как-то договариваться через соцсети, чтобы привозили в багаже. Есть возможность получать через третьи страны. Выкрутится пьющий народ.
Самые пронырливые у нас в среднем классе. Именно они пьют эти виски дорогих брендов. И уж эти точно разберутся в ситуации, обеспечат себе всё необходимое. Точно так же, как в советское время, про которое рассказывают сказки, что в магазинах ничего не было. Хотя на самом деле всё было. И уж, точно, в холодильниках было, и даже больше, чем в магазинах».
Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале "Агентство Экономических Новостей". Присоединяйтесь!