Автор: Ксения Евдокимова
Банки уменьшают объемы автокредитования из-за высокого уровня ключевой ставки
Российский авторынок в 2024 году продемонстрировал значительный рост продаж, увеличившись более чем в полтора раза по сравнению с предыдущим годом. Однако к концу года наблюдалось снижение активности покупателей на фоне роста цен и ухудшения условий приобретения автомобилей. Об этом информирует РИА Новости со ссылкой на слова начальника «Автокредитования» ВТБ Алексея Бочарникова.
В первой половине 2024 года было продано 719 311 автомобилей, что на 79% больше, чем за аналогичный период 2023 года. Среди самых продаваемых марок лидируют LADA, HAVAL, CHERY и GEELY. Всего за год было продано 1,59 миллиона автомобилей, из которых 60% пришлось на китайские марки, 30% — на отечественные, а 10% — на автомобили, ввезённые по параллельному импорту.
В третьем квартале текущего года правительство приняло решение о внедрении новой системы расчёта утилизационного сбора, которая будет действовать до 2030 года. Согласно новым правилам, размер сбора увеличится на 70–85% по сравнению с предыдущими показателями. При этом каждый год размер сбора будет увеличиваться на 10–20%. Для автомобилей с двигателем объёмом 1–2 литра размер сбора вырос с 300,6 тысячи рублей до 667,4 тысячи рублей.
Специалисты предсказывают уменьшение объёма продаж в 2025 году. По мнению аналитиков «Автостата», снижение может достичь от 10 до 20%, что соответствует продаже 1,27–1,43 миллиона транспортных средств. Однако ГК «АвтоСпецЦентр» придерживается более скептического взгляда на ситуацию и прогнозирует снижение до 1,2 миллиона автомобилей.
Бочарников прогнозирует дальнейшее снижение объёмов кредитования. Помимо процентных ставок, на ситуацию будут влиять ограничения на долю рискованных кредитов, установленные Центральным банком. В ближайшее время ожидать улучшения ситуации не стоит, поскольку регулятор не планирует смягчать денежно-кредитную политику. В связи с этим кредиты для населения временно недоступны. Они будут приостановлены до тех пор, пока не удастся взять под контроль уровень инфляции.
Ранее Агентство Экономических Новостей сообщало, что возвращение европейских брендов автомобилей в РФ в 2025 году не произойдет.