Бизнес

ИЭРТ: РЖД ожидает финансовые потери более 200 млрд рублей из-за угольных квот

В результате ограничений на вывоз грузов с высокой добавленной стоимостью, которые были введены в рамках соглашений между РЖД и шестью угледобывающими регионами, включая Кузбасс, Якутию, Бурятию, Хакасию, Иркутскую область и Туву, потери ВВП России в 2025 году могут превысить 100 миллиардов рублей. Такие данные были получены Институтом экономики и развития транспорта (ИЭРТ), который входит в структуру РЖД. Аналитики также оценили финансовые потери железнодорожной монополии в 206 миллиардов рублей. Об этом сообщает РБК со ссылкой на доклад ИЭРТ.

Согласно данным, предоставленным аналитиками, экспорт угля в 2024 году составил 177,6 млн тонн, что на 18,2 млн тонн меньше по сравнению с предыдущим годом. В южном направлении объём экспорта угля сократился почти в два раза — с 31,6 миллиона тонн до 17,1 миллиона тонн. Это произошло за счёт снижения объёмов поставок через порты. В северо-западном направлении экспорт угля уменьшился с 56,4 миллиона тонн до 49 миллионов тонн. В то же время, на восточном направлении объём экспорта угля увеличился со 107,7 миллиона тонн до 111,5 миллиона тонн. За десять лет экспорт угля в этом направлении удвоился. Аналитики Института энергетики и регулирования торговли (ИЭРТ) отмечают, что в настоящее время около 70% угля, добываемого в дальневосточных регионах, направляется на экспорт. При этом для внутреннего потребления уголь завозится из более западных регионов, включая Кузбасс.

В ИЭРТ сообщили, что что объём не вывезенных высокотехнологичных грузов, таких как контейнеры, химические вещества, чёрные металлы, удобрения, зерно и нефтепродукты, из-за приоритета угля достигает 15 миллионов тонн. Авторы доклада отмечают, что в соответствии с указом президента, подписанным в мае 2024 года, экспорт несырьевых неэнергетических товаров должен увеличиться не менее чем на 60% к 2030 году по сравнению с уровнем 2023 года.

В связи с тем, что в 2024 году уголь занял 70% пропускной способности Восточного полигона, а его доля в общем объёме перевозок составила около 100 млн тонн, Центр экономики инфраструктуры (ЦЭИ) оценил потери ВВП в 250 миллиардов рублей. Игорь Смирнов, директор по грузовому транспорту и логистике ЦЭИ, отметил, что экспорт контейнерных грузов в порты Дальнего Востока значительно снизился, несмотря на общий рост рынка контейнерных перевозок в России.

Ранее Агентство Экономических Новостей сообщало, что Минтранс предложил давать субсидии на вывоз угля в западном направлении.

Ксения Евдокимова

Выпускница Московского Международного Университета (факультет «Журналистика средств массовой коммуникации»). Писала статьи для ежегодной научной конференции «Сократовские чтения». Была копирайтером в Банке «Агророс» и журналистом в региональных СМИ.

Последние статьи

Мишустин: более половины серверов в дата-центрах России отечественного производства

В течение пяти лет мощность российских коммерческих дата-центров увеличилась почти в два раза при загрузке…

2 часа назад

В 2024 году рынок маркетплейсов в России вырос на 40%

В течение года рынок онлайн-площадок и цифровых платформ в России увеличился на 40%. Михаил Мишустин,…

2 часа назад

За год спрос на летние туры в Египет у россиян вырос в два-шесть раз

В России в два-шесть раз увеличилось количество бронирований летних туров в Египет по сравнению с…

2 часа назад

Замглавы РЖД: в России скорость движения поездов упала до значений 1992 года

В 2024 году средняя скорость движения поездов в России снизилась на 2 км/ч и составила…

2 часа назад

ЦБ: ключевая ставка начнет снижаться при устойчивом замедлении инфляции

Банк России планирует начать снижение ключевой ставки, когда будет наблюдаться стабильное снижение инфляции до целевого…

2 часа назад

В 2026 году Россия запустит на орбиту четыре спутника

В 2026 году Россия планирует запустить на орбиту четыре космических аппарата, которые обеспечат высокоскоростным широкополосным…

2 часа назад