Автор: Ксения Евдокимова
Повышение утильсбора полностью изменило правила игры для бизнеса
До апреля 2024 года существовала возможность приобрести автомобиль в одной из стран Евразийского экономического союза и ввезти его в Россию с существенной выгодой. Однако впоследствии налоги и пошлины, которые не были уплачены в полном объёме из-за занижения таможенной стоимости, стали включать в состав утилизационного сбора. Об этом информирует «Газета.ru».
С 1 октября 2024 года был значительно увеличен размер утилизационного сбора. Это сразу же отразилось на стоимости автомобилей, которые ввозятся по схеме параллельного импорта, и постепенно — на стоимости машин, поставляемых официальными дилерами.
В январе 2025 года ожидается следующий этап повышения утильсбора — на 10–20%. Эта мера направлена на стимулирование локализации производства автомобилей и их компонентов в России, так как без этого невозможно обеспечить доступность цен, соответствующих покупательской способности россиян.
«С одной стороны, повышение утильсбора является негативным фактором 2024 года и первой половины 2025-го, но с другой — позитивный в долгосрочной перспективе, потому что теперь правила игры всем ясны», — рассказал основатель «Автомаркетолога» Олег Мосеев.
Покупательная способность населения снизилась из-за роста стоимости кредитов. Рост стоимости кредитов был обусловлен мерами Центрального банка, который последовательно повышал ключевую ставку в целях сдерживания инфляции.
Однако, несмотря на это, год стал рекордным: по данным Министерства промышленности и торговли, в период с января по ноябрь было продано на 44% больше новых автомобилей, чем в 2023 году — 1,7 миллиона единиц. Это самый высокий показатель за последние 3,5 года.
Вклад в эту статистику внесли и новости о повышении утилизационного сбора, что повлияло на стоимость автомобилей, и действия Центрального банка Российской Федерации. В ноябре те же самые причины, а также падение курса рубля привели к резкому снижению рынка: продажи упали на 32% по сравнению с предыдущим месяцем.
«Можно смело сказать, что 2024-й — это год «АвтоВАЗа». В начале у многих был абсолютный скепсис по поводу планов компании на текущей год. Да, с продажами в полмиллиона они не справились, но производства в полмиллиона машин они достигли. Если бы они еще какие-то дурацкие посылы на рынок не делали, то им бы цены не было», — отметил Олег Мосеев.
Ранее Агентство Экономических Новостей сообщало, что в 2024 году в России продали около 150 тыс. автомобилей за счет мер господдержки.