[ Бизнес ]

Внутреннее производство — в приоритете

15 мая 2024, 10:00
Фото: freepik.com/ photoangel
15 мая 2024, 10:00 — Агентство Экономических Новостей

Россия разворачивает новую модель экономического роста – об этом заявил обновленный Кабмин РФ. Главная задача – стабильность экономики за счет роста собственной промышленности, отечественных производств, уход от зависимости от импорта, не только западного, но и китайского.

Вновь заступив на должность главы правительства России, Михаил Мишустин напомнил, что задача, поставленная президентом России Владимиром Путиным, — к 2030 году войти в четверку крупнейших экономик мира. Чтобы достичь этой цели, нужно увеличить валовой выпуск товаров и услуг, сохраняя макроэкономическую стабильность. А для этого нужны инвестиции – причем не только от государства, но и от бизнеса, заметил премьер. Нужно формировать долгосрочные инвестиции – работать на будущее.

И вторая важная задача, поставленная Правительством РФ, — укрепление технологического суверенитета страны. Особо отмечена необходимость обеспечить наличие на внутреннем рынке «всех необходимых разработок», а также продолжить проекты, направленные на выпуск конкурентной продукции.

В первую очередь, отечественная промышленность должна заменить своей продукцией поставки из недружественных стран.

Но и не только из них: по мнению федеральных властей, Россия в целом должна быть готова в любой момент закрыть брешь в случаях провала в торговых отношениях с Востоком – что прогнозируется с учетом давления вторичных санкций США на Китай (Штаты пытаются запретить КНР вести экономическое сотрудничество с РФ).

Китай, в свою очередь, останавливать свои взаимоотношения с Россией не хочет. Заметим, что премьер Госсовета Ли Цян поздравил Михаила Мишустина с переназначением на пост премьер-министра России, отметив, что политическое взаимное доверие между двумя странами постоянно углубляется, а взаимовыгодное сотрудничество последовательно развивается. По статистике Главного таможенного управления КНР, данные которой приводит Российско-Азиатский Союз промышленников и предпринимателей (РАСПП), товарооборот КНР и РФ за январь-апрель 2024 года вырос на 4,7% по сравнению с тем же периодом 2023 года – и достиг 76,581 млрд долларов. Китай поставил в Россию товаров на 32,733 млрд долларов – больше почти на 2%, чем за прошлый год, а российской продукции уехало в Китай на сумму 43,847 млрд долларов (на 10,2% больше).

«И все же даже сами китайские компании видят перспективы для себя на российском рынке с точки зрения поставок потребительских товаров. Хотя Китай вполне активно, например, насытил Россию собственным автопромом.

Но, возможно, и сама Россия мягко направляет КНР в сторону поддержки широкого потребительского спроса населения, — полагает экономист Григорий Воробьев. — Потому что промышленность, машиностроение, станкостроение, авиа- и судостроение и другие стратегически важные отрасли экономики РФ все же хочет оставить за собой. Именно эти секторы обеспечат стране тот самый технологический суверенитет, о котором говорит Владимир Путин».

И у России это получается. Например, российский холдинг GS Group запустил производство полностью отечественной техники и электроники по модели ODM (Original Design Manufacturer, суть подхода — производитель выпускает продукцию по техдокументации, предоставленной заказчиком). И это полный цикл производства – от разработки конструкторской документации, до производства, тестирования моделей, логистики, установки необходимого программного обеспечения и даже упаковки. Если ранее российские разработчики электроники часто заказывали производство своей продукции в Азии (в том числе из-за цены), то теперь – можем и сами. Российская экономика становится самодостаточной.

К тому же азиатская продукция не всегда устраивает рынок. Возьмем те же технологичные сферы. Скажем, автомобили КНР внешне привлекают своей яркостью и порой буквально «инопланетным» дизайном, но на деле нередко ломаются, есть сложности и с поставкой запчастей для них. Другая экономическая проблема – упомянутые выше вторичные санкции США, которые угрожают перебоями в торговых связях России с Китаем. А в этом случае китайское оборудование, эксплуатирующееся в России, останется без расходников и обслуживания.

Еще одна ниша высокотехнологичного производства, в которой Китай проявляет интерес к российскому рынку, — подъемное оборудование. В КНР канатные дороги делают несколько компаний, но в основном это мелкие бренды, а одним из крупных считается BMHRI. У этого бренда есть некоторые возможности заявить о себе за пределами Китая, и компания сразу после ухода из России в 2022 году именитых европейских производителей канатных дорог (из Швейцарии, Франции, Германии) заинтересовалась перспективой поставок своих подъемников для горнолыжных курортов. Тем не менее, пока российские курорты только присматриваются к предложениям китайской компании, но пока не запустили на своих склонах китайское оборудование. Видимо, по упомянутым выше причинам: опасаются финансовых потерь от последствий использования азиатской продукции (поломок или эксплуатационных трудностей и сбоев поставок запчастей в случае применения Штатами санкций в отношении КНР).

Экономически выгоднее налаживать отношения с российскими производителями канатных дорог, у которых есть многолетний опыт работы с европейскими компаниями, которые ушли из России.

Они не только выдают современную и качественную продукцию, но и привлекательнее с точки зрения долгосрочности сотрудничества: профессиональные разработчики обеспечат понятным ПО, контролем и сервисом.  К примеру, курорт «Роза Хутор» первым полностью перешел на отечественное ПО, обеспечив обслуживание канатной дороги бренда Доппельмайер (компания перестала обслуживать свой подъемник, как и другие европейские производители канатных дорог). «Мы разработали собственную систему управления и программное обеспечение для канатной дороги Доппельмайер, включая производство комплекта шкафов управления, а это самая уязвимая часть любой канатной дороги», — рассказал редакции руководитель компании «РУСЛЕТ» Дмитрий Сидорович.

А еще один минус азиатских предложений – ненадежность, так считает, в том числе, доктор экономических наук, профессор Российского экономического университета имени Плеханова Павел Журавлев. Он привел любопытный пример из своего опыта: Китай может предлагать недорогое оборудование, но при этом не дает гарантий. Еще 12 лет назад на заводе в Нижнем Тагиле разрабатывались собственные вагонные тележки – они были в 7 раз надежнее, чем китайские аналоги. Нижнетагильские тележки имели гарантию по пробегу на 350 тысяч километров, а китайские – только на 50 тысяч км. «Погоня за копеечной выгодой приводит к многотысячным потерям», — заявляет Павел Журавлев.

Более того, Россия хочет уходить и от опасности перенасыщения рынка китайской продукцией.

Сейчас Китай активно вкладывается в производство и в экспорт своей продукции, но при этом даже Запад уже реагирует негативно на эту тенденцию – например, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявляла, что «избыточные мощности Китая» в некоторых отраслях способны подорвать европейскую промышленную базу. Россия тоже не стремится подрывать свою экономику экспансией китайских товаров.

Именно поэтому сейчас государство особенно активно разрабатывает налоговые преференции для бизнеса, стимулирует открытие новых производств, мотивирует инвесторов создавать проекты и в свободных экономических зонах – это облегчает компаниям развитие в первые годы подъема бизнеса. В России сегодня действует 50 таких ОЭЗ, и за эти годы общий объем вложенных инвестиций составил более 989 млрд рублей, создано более 66 тысяч рабочих мест. Между прочим, в такой ОЭЗ «Эммаусс» в Тверской области создан промышленный кластер, и здесь скоро завершится строительство нового российского завода компании «ТверьКанатДор», по производству самых современных канатных дорог (с объемом производства до 15 канатных подъемников в год).

«Политический и экономический кризис, санкции Запада стали для России толчком к собственному развитию, — отмечает Григорий Воробьев. — А сейчас в сотрудничестве с Азией мы вырабатываем такой же подход: приоритет должен оставаться за собственным, внутренним производством».

 




Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале "Агентство Экономических Новостей". Присоединяйтесь!