Фото: freepik.com/ freepik
Исследователи Национального-исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) на основе опросов респондентов выделили четыре потребительских стандарта россиян: «комфорт», «норма», «жить можно» и «очень тяжело». Об этом пишет РБК со ссылкой на статью, опубликованную в журнале «Экономическая социология».
По мнению респондентов, под стандарт «комфорт» попадает потребление большого количества качественного мяса и рыбы, несезонных экзотических фруктов, качественный дорогой алкоголь и возможность обедать или ужинать в кафе или ресторане. Покупки представителей этой категории не подстраиваются под сезонные распродажи: техника, одежда и обувь покупаются без заранее запланированных расходов на эти категории товаров. Для стандарта «комфорт» характерно владение несколькими объектами недвижимости, включая квартиру для ребенка «на будущее».
Стандарт «норма» подразумевает покупки по принципу «покупаем все, но без излишеств». При выборе потребитель не слишком ориентируется на цену, допускает спонтанные покупки. Для этого стандарта характерно наличие одного автомобиля среднего или экономкласса и ипотечной квартиры, платеж за которую «является ощутимой статьей бюджета, но позволяет жить нормально и не отказываться от отпуска и развлечений».
Стандарт «жить можно» отличается от «очень тяжело», по мнению респондентов, небольшими различиями в потреблении. В первом случае допустимы посещения заведений общепита, но в большинство случаев это заведения фастфуда. Набор базовых предметов в стандарте «жить можно» не значительно отличается от «нормы», но срок службы техники и одежды увеличивается до 7-10 лет.
Ученые отмечают, что в понятие «норма» россияне включают довольно высокий уровень потребления, а стандарт «жить можно», напротив, примитивизируют. Социологи обобщили результаты исследования так: «Население ориентировано на очень неплохую жизнь, но демонстрирует, что предел допустимого довольно далеко отстоит от нормальности».
Материал собирали в ходе онлайн-интервью с 50 фокус-группами в июне-июле 2023 года. В опросах участвовали как жители столиц, так и регионов с городским населением от 250 тыс. до 1 млн человек. При отборе респондентов учитывался возраст, уровень образования, доход и семейное положение.
Комментируя результаты исследования, ряд ученых подчеркивает, что ответы респондентов требуют уточнения. Исследование проводилось в 2023 году, и некоторые стандарты, например, в категории «автомобили» могли измениться. Несколько лет назад респонденты говорили о наличии европейского или японского автомобиля, теперь такие предложения на автомобильном рынке РФ встречаются значительно реже, отмечает главный экономист Института экономики роста им. Столыпина Борис Копейкин.
Ранее «Агентство экономических новостей» сообщало, что Совфед одобрил закон о привлечении детей с 14 лет к работе в выходные на каникулах.
Из 251 акций и депозитарных расписок с конца 2024 года по конец первого квартала 2025…
При увольнении или потери работы, имея кредиты, можно оформить кредитные каникулы. Это поможет избежать просрочки…
Центральный Банк выступил с инициативой повысить штрафы для банков за навязывание услуг клиентам без предоставления…
Достижения медицины и благоприятные социальные условия сделают возможной продолжительность жизни более 100 лет. Об этом…
86% московского автопарка составляют иномарки, а самая популярная модель автомобиля у москвичей в 2025 году…
Потенциальная стоимость самого большого бриллианта в истории России может составлять $40-50 млн и более, заявил…